вторник, 28 ноября 2017 г.

Клод, Винсент, свобода

Ходили на фильмовыставку "Ван Гог. Новый взгляд". Получилось несколько сумбурно -- Оле нужно было рано уходить, Алина была после всенощного отмечания дня рождения одной из своих многочисленных подружек. Кассир из кофеенки, куда мы заскочили после, строил из себя невесть что: заказав, за неимением сливочного-ванильного рафа, простой американо, я наткнулась на волну искрометных шуток -- мол, какая резкая перемена предпочтений! Я же была после сеанса "неразрезной хирургии", как ее называет Лена, мой тренер, психотерапевт и Учитель. Немного пьяная от болезненности процедуры, от резкой разблокировки заклинивших деталек, но -- в то же время очень расслабленная. Все вокруг плавало в своем обычном ритме и я плыла по этому течению, успевая мягко выныривать в разговор с девочками.
Когда Лена исправляет перекосы и блоки, она находит важные точки в теле и воздействует на них. Убирает боли в левой лопатке и в поджелудочной. Разгружает забитую неразрешенными эмоциями печень. Да, если вы не знали -- алкоголь и фастфуд еще не самые страшные ее враги. Разбираясь с моими зажимами, Лена попутно сетует, что никак не дойдет ко мне на английский.
-- ... так, а здесь у нас свобода. А как по-английски будет свобода?
-- Freedom -- еле выговариваю я, пока она перебирает мои жилки и косточки.
-- Freedom, freedom -- несколько раз повторяет Лена -- мне нравится!
И мне нравится, потому что скоро мое тело будет свободно от последствий мыслительного и эмоционального перенапряжения.

Фильм о Ван Гоге мне понравился. И его было особенно интересно смотреть после аналогичного фильма о Моне, на который мне довелось попасть весной. С чисто визуальной, эстетической стороны мне нравятся оба художника  -- я вообще люблю импрессионизм и все, что с ним связано. Но вот теперь, приблизившись к обоим вплотную, я нахожу интересные особенности мировоззрения каждого из них. Для Моне творчество было аскезой, способом самосовершенствования. Я была поражена, с каким упорством он вновь и вновь рисовал собор в Руане, стремясь добиться идеальной игры света. Для Ван Гога занятие творчеством было, наоборот, путем в противоположную от аскетизма сторону. Пожалуй, только в необычайно густых, даже жирных мазках и сочности цветов он находил подлинный выход своим страстям и устремлениям.
Моне трансформировал и упорядочивал физическое пространство -- к его творческому наследию относятся не только полотна, но и прекрасный сад. Ван Гог стремился упорядочить духовное пространство и прежде всего -- свое. Об этом говорит и его работа миссионером, и мечта создать коммуну художников, которые бы жили по общим духовным законам, и бесконечный мучительный поиск себя, закончившийся в лечебнице. Число и значимость автопортретов  в творчестве обоих художников подтверждают мою мысль. Автопортреты Клода едва ли так известны и любимы, как его цветы. Автопортреты Винсента -- в числе его визитных карточек. 
Моне чувствовал, что должен творить. И даже когда грянули канонады Первой мировой, он чувствовал, что должен рисовать свои кувшинки -- чтобы Красота не разрушалась даже в хаосе кровопролитий. Ван Гог жаждал творчества, потому что оно спасало его как от внешних потрясений, так и от внутреннего хаоса. 
Вообще к искусству можно подходить с абсолютно разных сторон. Но мы хорошо помним мандельштамовскую формулу о том, что "существовать -- высшее самолюбие художника". И под существованием здесь следует понимать свободу выражать себя по тем причинам и теми способами, которых требует натура. То есть, быть Моне и рисовать как Моне или быть Ван Гогом и рисовать как Ван Гог. Можно находить сотни объяснений, почему ты делаешь то, что делаешь, и почему именно так -- еще сотни будут находить те, кто смотрят со стороны. Но все определяет эта свобода существования. Настоящий художник может не осознавать, что это она двигает его рукой, и даже наоборот, чувствовать себя закрепощенным или одержимым, однако именно из нее рождаются шедевры. И тем удивительнее, что будучи непризнанной, она, как подземная река, выносит на поверхность подлинные сокровища человеческого духа. Какие же вершины она может открыть, если ее осознать и принять?

Комментариев нет:

Отправить комментарий