Знаете, как французы называют стоунер? Le stoner! Но если вы решите произнести это с канонічным акцентом в надежде визуализировать виноградники в Бордо, то я вас разочарую: стоунер по-французски – это неизведанные планеты, космические корабли и, tout d'abord, группа Mars Red Sky. Появление именно этой группы в хедлайнерах юбилейного концерта Robustfellow неслучайно: первый визит французов в наши края состоялся в ноябре 2011 года, т.е. ровно 5 лет назад, в период, когда четкий и крепкий рельеф (и группы, и RBF) еще не сформировался, а был лишь лавой, – активной, жаждущей движения, но аморфной.
Что касается меня, то в 2011 году я еще не знала о существовании каменного жанра – он пришел ко мне в двенадцатом (прямо как Наполеон в Москву, хаха). Но Mars Red Sky были в числе тех немногих групп, с которых мое увлечение и началось. Впрочем, я забегаю вперед – сначала нужно сказать пару слов об именинниках...
С тех пор, как я выросла в стоунер-слушателя, Robustfellow выросли в целую организацию, но главной идейной и движущей силой был и остается, конечно же, сам ее основатель – Филипп Добров. Как человек, побывавший на всех Robustfest'ах (кроме самого первого), могу сказать: все, что Фил делает – делает для себя, и потому получается качественно и душевно. Это продуманная организация мероприятий, о которой я уже писала не единожды. Это красивые билеты и печатная продукция от программок до эксклюзивных постеров. Это домашние вкусняшки на входе (в честь юбилея даже разжились кексами). Ну и конечно – отличный набор групп, которые становятся гостями робуст-гигов! Weedeater, The Machine, The Grand Astoria, Loinen, Elder, Greenleaf, Samsara Blues Experiment... – и этот, далеко не полный список, продолжает расти.
Итак, 12 ноября Robustfellow отмечали пятилетие в MonteRay live stage (да, знаю, я слоу, и черновик этой записи висел здесь месяц). Открывали гала-концерт харьковчане Soom, первое знакомство с которыми у меня случилось на весеннем Robustfest'е. Тогда я чудом успела на "останнє віддавання" культового Камня, а теперь ребята позволили ему катиться в небытие и устремились к новым урожаям. Причем, настолько серьезно, что никто из фанатов даже не осмелился выкрикнуть традиционное "Кова, Камінь давай!". Впрочем, среди свежего материала Soom есть много интересного, а для страждущих функционирует специальный тематический паблик.
Всем есть, что вспомнить!
(терраформирование завершилось)
С тех пор, как я выросла в стоунер-слушателя, Robustfellow выросли в целую организацию, но главной идейной и движущей силой был и остается, конечно же, сам ее основатель – Филипп Добров. Как человек, побывавший на всех Robustfest'ах (кроме самого первого), могу сказать: все, что Фил делает – делает для себя, и потому получается качественно и душевно. Это продуманная организация мероприятий, о которой я уже писала не единожды. Это красивые билеты и печатная продукция от программок до эксклюзивных постеров. Это домашние вкусняшки на входе (в честь юбилея даже разжились кексами). Ну и конечно – отличный набор групп, которые становятся гостями робуст-гигов! Weedeater, The Machine, The Grand Astoria, Loinen, Elder, Greenleaf, Samsara Blues Experiment... – и этот, далеко не полный список, продолжает расти.
Итак, 12 ноября Robustfellow отмечали пятилетие в MonteRay live stage (да, знаю, я слоу, и черновик этой записи висел здесь месяц). Открывали гала-концерт харьковчане Soom, первое знакомство с которыми у меня случилось на весеннем Robustfest'е. Тогда я чудом успела на "останнє віддавання" культового Камня, а теперь ребята позволили ему катиться в небытие и устремились к новым урожаям. Причем, настолько серьезно, что никто из фанатов даже не осмелился выкрикнуть традиционное "Кова, Камінь давай!". Впрочем, среди свежего материала Soom есть много интересного, а для страждущих функционирует специальный тематический паблик.
Если посмотреть на участников следующей группы, под замысловатым названием Ethereal Riffian, то можно сразу с уверенностью сказать – практикуют. Они не только экспериментируют с музыкой, но и увлекаются восточными философиями, осваивают разные экзотические инструменты типа диджериду, сопровождают альбомы историями о духовном опыте и даже... кладут в свои эксклюзивные релизы благовония и пуэр. Думается мне, без пары-тройки подводящих асан в шаманских практиках Ethereal Riffian разобраться непросто. Ну а поскольку провести йогу для вчерашних посетителей концерта Red Fang было бы, наверное, проблематично, для подготовки непосвященных, риффианы показали свою новую видеоработу Drum of the Deathless. И пока все не сбежавшие в бар или уголок с мерчем проникались, сцена преображалась, чтобы было приятно любоваться самим действом – на комбиках появились свечи, а микрофоны оказались увешанными индийскими шалями. Вид участников соответствовал декорациям – их вполне можно было принять за вернувшихся из ретрита в Непале. Полагаю, несложно догадаться, что и музыка Ethereal Riffian представляет собой не распространенный "кактусово-пивной" стоунер, а нечто более духовное и вдумчивое, в стиле OM, Yob и иже с ними. Вживую сочетание антуража, текстов о пробуждении и осознанности, музыки, сдобренной этническими мотивами, вокала – то протяжно-молитвенного, то воинственного – выглядит и звучит завораживающе. Синий мрак сцены, огоньки свечей, окутанные дымом, и призывной ритм "барабана бессмертных". Чем не посвящение в шаманы?..
Киевских хардкорщиков Bluesbreaker я благополучно прогуляла (уже не те годы, чтобы присутствовать на всех группах, хаха), но в других репортажах отзывы о них достаточно хвалебны. А вернулась я как раз к уже ставшей традиционной лотерее для обладателей физических билетов. Увы, мне снова не повезло, поэтому оставалось только предвкушать идеальный финал вечера.
В финале же, помимо французских гостей, ждали мои давние любимцы BOMG. Я сто лет не видела их вживую, поэтому очень обрадовалась, что они будут на пятилетии RBF. Да они и не могли не быть, потому что BOMG – это хтоническое божество и талисман украинского стоунер-дума. Я немного расстроилась, что они расстались с вокалистом: он, что называется, задавал стиль всей группе в своих вечных расклешенных джинсах, с дикими плясками (то с бубном, то с пледом) и протяжным трубным вокалом. Тяжелая насыщенность музыки не потеряла своего эффекта, но мне будет не хватать безумия, которое он творил. И все же, в который раз видя BOMG на сцене, я слово в слово повторила бы то, что написала, когда попала на них впервые: "как сделать, чтобы отпустило, пожалуйста".
Подходя к хедлайнерам, нужно сразу отметить, что Франция небогата на стоунер. Думаю, отчасти из-за того, что французы не любят английский язык (в отличие, скажем, от шведов, у которых с этим проблем нет), а стоунер все-таки требует англоязычного мышления. Ну, что поделаешь – не поется про Палм-Дезерт и разного рода приходы на других языках. А может быть, галльская натура просто недостаточно флегматична для нарезания тянучих риффов?.. Так или иначе, Mars Red Sky преодолели не один световой год, чтобы достичь своего "апекса" и стать наиболее заметным космическим телом в безвоздушном пространстве французского стоунера. В единый экипаж "марсиане" собрались по самой серьезной причине – поиграть хорошую музыку в компании единомышленников. А началось это в 2007 году в Бордо с дуэта Жюльена (гитара, вокал) и Джимми (бас, вокал), позднее присоединился Мэтью (барабаны) – et voilà, we have a lift-off! "Le trio bordelais a développé un style bien personnel entre stoner, rock old school des 70’s et psychédélisme" – гласит одно из франкоязычных описаний группы и я даже не буду его переводить и дополнять, потому что оно предельно круто звучит точно характеризует творчество группы. Если первый, одноименный, альбом, как это часто бывает, исполнен поисков и некоторой тематической разрозненности, то во второй работе, Stranded in Arcadia, уже появляется своего рода единый сюжет. Это история об удивительном сапфировом корабле, который странствует в просторах космоса и то садится на мель в мифической Аркадии, то попадает в губительные вибрации планеты Apex III, а то и вовсе зависает сломанным спутником на удаленной орбите...
На сцене MonteRay невысокий и обаятельный Жюльен появился в футболке Stoned Jesus, что снова неслучайно – группы ездили в совместный тур по Европе и, судя по отзывам Игоря из СтДж, отлично пообщались и сдружились. В этот раз тоже не обошлось без коллаборации – Игорь исполнил вместе с французами песню Way to Rome и не преминул пошутить о возможности "наконец-то поиграть в нормальной группе". В целом же сет-лист тянул более, чем на "нормально" – я услышала все, что хотела, в частности, свои любимые The Light Beyond и Hoverig Satellites. А также Alien Grounds, на которую недавно вышел клип, точнее целый короткометражный фильм о занятной космической аномалии и ее, кхм... последствиях. Неожиданно и приятно было услышать Strong Reflection, давнишнюю вещь из первого альбома, которая, собственно, и привлекла мое внимание к французскому трио. Ну и поскольку практически все творчество Mars Red Sky посвящено опыту путешествия, оно не позволяет скучать и заставляет снова и снова устремлять взгляд вперед – в небо, в пески пустынь и в свою, персональную Аркадию. Переживать этот опыт во время живого выступления группы было волшебно и волнительно.
На сцене MonteRay невысокий и обаятельный Жюльен появился в футболке Stoned Jesus, что снова неслучайно – группы ездили в совместный тур по Европе и, судя по отзывам Игоря из СтДж, отлично пообщались и сдружились. В этот раз тоже не обошлось без коллаборации – Игорь исполнил вместе с французами песню Way to Rome и не преминул пошутить о возможности "наконец-то поиграть в нормальной группе". В целом же сет-лист тянул более, чем на "нормально" – я услышала все, что хотела, в частности, свои любимые The Light Beyond и Hoverig Satellites. А также Alien Grounds, на которую недавно вышел клип, точнее целый короткометражный фильм о занятной космической аномалии и ее, кхм... последствиях. Неожиданно и приятно было услышать Strong Reflection, давнишнюю вещь из первого альбома, которая, собственно, и привлекла мое внимание к французскому трио. Ну и поскольку практически все творчество Mars Red Sky посвящено опыту путешествия, оно не позволяет скучать и заставляет снова и снова устремлять взгляд вперед – в небо, в пески пустынь и в свою, персональную Аркадию. Переживать этот опыт во время живого выступления группы было волшебно и волнительно.
Честно сказать, после такого разрыва между первичным описанием своих впечатлений и редактированием, я даже не знаю, как закончить этот пост, постепенно превратившийся из репортажа в мемуары. Возможно, еще через много лет какой-нибудь путник набредет на него в войдах интернета и тогда, словно по зову невиданной планеты, будет идти на странные и завораживающие слова:
Sapphire vessel gaining speed
Frozen dead-air atmosphere
Light-years above our bathysphere
Withered mountains, raging seas
Dashing through alien grounds
Expanding shadows, buzzing drones...
Sapphire vessel gaining speed
Frozen dead-air atmosphere
Light-years above our bathysphere
Withered mountains, raging seas
Dashing through alien grounds
Expanding shadows, buzzing drones...
Комментариев нет:
Отправить комментарий