понедельник, 5 июня 2017 г.

Ехал Иствуд через Иствуд

Последний майский вторник ознаменовался для меня приятным событием – кандидатский по философии остался позади. Решив немного отметить это дело и снять экзаменационный стресс, я пересматривала один из своих любимых фильмов с Клинтом Иствудом и вспомнила, что у самого Иствуда день рождения в среду. Совпадение? Не думаю. И, пожалуй, более явного знака, чтобы написать об этом фильме, ждать не придется.


"Two mules for sister Sara" (1970) – работа американца Дона Сигела. Я не видела других его фильмов, поэтому не могу сказать однозначно о его мастерстве – он не из тех художников, почерк которых распознаешь с первого взгляда. Но Википедия сообщает, что он повлиял на Иствуда-режиссера, а это уже о чем-то говорит. К тому же Сигелу принадлежит второй по "визитно-карточковости" образ Иствуда – "Грязный Гарри" (1971). Но вернемся к нашим мулам. Музыку к "сестре Саре" написал не кто-нибудь, а Эннио Морриконе и это более чем органично: слышишь Морриконе – видишь Иствуда, видишь Иствуда – слышишь Морриконе. Сам фильм полностью снят в Мексике, поэтому знойные мезоамериканские ландшафты – не муляж и не графика (и даже не схожие с мексиканскими ландшафты южных американских штатов). Начало картины, когда Иствуд бредет одному ему известно куда, это просто гимн мексиканскому биоразнообразию – чего только стоит эпизод, где иствудовский мул вальяжно наступает на паука! Сюжет разворачивается во время франко-мексиканской войны 1861-1867 годов – Мексика тогда стремилась избавиться от многочисленных интервентов, главным образом французов. Тут сразу стоит отметить, что хотя вся история и случилась на фоне освободительного движения, ярко выраженного гуманистического и антивоенного пафоса, каким, например, пронизан "Хороший, плохой, злой", здесь нет. У Леоне Блондинчик задумчиво говорит "I've never seen so many men wasted so badly" или отдает свое пончо умирающему солдату, и этого достаточно, чтобы поднять фильм на уровень выше простого вестерна. Но "Два мула для сестры Сары" стоит воспринимать именно как приключенческую, чисто вестерновую картину. Да, французы показаны безжалостными захватчиками, да, присутствует драматичная сцена с расстрелом повстанца, да, командир освободительной армии – исключительно патриотичный персонаж без полутонов. Но в данном случае – это лишь фон, яркая сценография. Да и вообще все, что выходит за рамки взаимодействия двух главных героев, выглядит декоративно. "Два мула" – такой себе вестерн-лубок. И дело даже не в совершенно ненатуральной крови и не в фантастических способностях героя Иствуда (вот в него угодила стрела, а спустя несколько дней он уже на коне и "при параде"). Дело в типичных незамысловатых диалогах, в приемах и жестах – в плане общей атмосферы фильм полностью следует жанровым канонам вестерна. И тут, как и в балаганных представлениях: злодей должен быть повержен, потому что такова его роль, а положительный персонаж побеждает, потому что его роль тоже предопределена. Бандиты, напавшие на Сару, или французы из гарнизона, уже будучи персонажами в кинопространстве, вполне осознают, что их задача по сценарию – безоговорочно падать замертво, когда главный герой, все тот же il buono, достает свой револьвер (хотя тут я снова не могу удержаться от упоминания Леоне как исключении из правил: его "хороший" – достаточно спорная характеристика). Словом, в плане основной сюжетной канвы "Два мула для сестры Сары" – типичный, вестерн, в котором не приходится напрягаться и переживать за судьбу положительных персонажей. С одной стороны, это можно расценить как слабый момент, но с другой, в 2017 году уже сложно сказать, во что выливаются жанровые клише: в боян или в классику. 
Собственно, за что я люблю этот наивный предсказуемый вестерн? За дуэт Иствуд+Маклейн, конечно же!



Хаски? Кот? Енот? Броненосец – залог твоего успеха у девушек!

Герой Клинта Иствуда – авантюрист, скептик и безбожник Хоган, вызвавшийся подсобить мексиканцам только из-за обещанной французской казны. Но – авантюрист с добрым сердцем. Иствуд – актер фактически одного амплуа и это совсем не плохо. Его [вестерновые] герои, при всей любви к золоту, охотно помогают униженным и оскорбленным и стреляют только в плохих дядек. Но сам по себе такой герой беспомощен – ему нужен хороший сценарий и/или другие персонажи, рядом с которыми этот образ Блондинчика мог бы играть. В "Хорошем, плохом, злом" был и сценарий, и три разноплановых героя вместо типичных двух, и еще много чего, что сделало образ Иствуда в пончо таким культовым. Но Сигел отнесся ко всему попроще, чем Леоне, поэтому, будь здесь только Иствуд, рассекающий пустыню в одиночестве, фильм бы остался заурядным вестернишком. Но все меняется, когда в дело вмешивается женщина. Сестра Сара в исполнении Ширли Маклейн составила прекрасную пару суровому Хогану и тем самым уравновесила его образ. Роль спутницы главного героя ею выдержана идеально. Сара не является нежной барышней, которую нужно все время спасать и которая падает в обморок от чего угодно – она вполне решительна и во многих ситуациях не теряется и проявляет исключительную находчивость и сообразительность. Но в то же время она не является бой-бабой, которая выруливает всю ситуацию и самого мужика вытаскивает на своих плечах – ничего не имею против таких киногероинь, но это уже совсем другой жанр. Обаятельный, в меру женственный, в меру задорный образ, созданный Маклейн, очень импонирует. При этом Сара, наряду с повстанцами, является носительницей патриотических идеалов в фильме – ее помощь мексиканской армии бескорыстна, и в этом она тоже проявляется не как зефиринка, смотрящая в рот своему спасителю, а как женщина с правом на свое мнение и убеждения.


Развитие взаимоотношений Хогана и Сары – это, по сути, старая добрая классическая история об укрощении строптивого. Сара вносит в жизнь сурового молчаливого man with no name женскую непосредственность, легкость и капризность – то самое на что ворчат, но без чего не могут все мужчины. Она поддевает его, временами сбивает с него спесь, и в конце концов усмиряет, как упрямого мула. Я не буду злостным спойлерщиком, если скажу, что судьбоносная симпатия между Хоганом и Сарой возникла сразу же – это становится очевидным с первых минут фильма. И чем эта симпатия очевиднее, тем очаровательнее выглядит взаимодействие главных героев. 
Пожалуй, это и есть самое замечательное в "Двух мулах" – то, что любовная линия выходит на первый план, оттеняя собой все военно-исторические перипетии и делая фильм, прежде всего, романтической комедией, а уже потом вестерном. Стрелять – это неактуально. "Bad time for war" – говорит герой Иствуда и он абсолютно прав: для войны оно всегда неподходящее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий