Вместо того, чтобы писать реферат по философии, пишу в блог. Прямо хочется мне в последнее время забросить все важные и, тем более, второстепенные дела и вернуться к своим проигнорированным черновичкам и мыслям "на выплеск". Вспоминаю весну прошлого года, конец марта, когда я внезапно решилась на рискованное предприятие под названием "аспирантура". Я помню, как звонила на кафедру русской и зарубежной литературы, чтобы выяснить кто там, когда там. Общий номер с кафедрой методики преподавания: звонишь один раз -- трубку берет литературная, звонишь второй -- методическая...
Предапрельский дождь, знакомая улица, идущая вверх. Те же парты, шторы. Другие студенты -- мода на вейпы, бороды, темные помады. Я снова в своем университете. Завкафедры, женщина с яркой мимикой, читавшая у нас на последних курсах XX век, так с порога и спросила:"Где же Вы раньше были?". Почти с возмущением. И правда, где я была и зачем мне понадобилось вернуться?.. Я четко помню свой 2013 год, когда я заканчивала пятый курс и когда мне предложили аспирантуру сразу две кафедры: русского языка и "германских языков и компаративистики" (sic). Тогда я в животном ужасе отказала обеим и вообще, мечтала поскорее выйти за стены университета, ибо учеба в магистратуре уже успела порядком разочаровать мое юношеское воображение. На то были свои причины, некоторые объективные, некоторые -- не очень, но сейчас это уже не имеет значения. Главное, что на тот момент продолжать учебу мне никак не хотелось. А хотелось мне работать и применять свои свежеполученные знания на практике. На своей первой работе я, как это часто бывает, получала сравнительно немного, но сама работа мне очень нравилась. Я вообще человек, отмеченный счастливой печатью -- безумно люблю все, за что берусь. Тогда мне казалось, что если бы я просто доросла до более внушительной зарплаты, то все было бы замечательно и картинка сложилась бы. Потом у меня была вторая работа, тоже очень интересная, тоже заставляющая выкладываться так, как я люблю. На этой работе меня ценили еще больше, и самое главное -- платили уже очень хорошие деньги. Но ожидаемое удовлетворение не наступило. Почему? Не знаю, может это было отдаленное предчувствие временности -- спустя год проект, над которым я работала, заморозили на неопределенный срок. А может быть, это уже был сигнал, что нужно что-то кроме хорошей работы. Тогда, сидя в вынужденном зимнем отпуске и изучая "Русский стих начала XX века в комментариях" Гаспарова, я поняла одну важную вещь. Что да, первые мои две работы замечательные и что работа, которую я найду после -- тоже будет мне нравиться (так в итоге и вышло), но этого недостаточно. Что ум блуждает в поисках подлинно интеллектуальной работы, что мне хочется разобраться во многих вещах в литературе не с позиции читателя-любителя, и главное -- что интерес к поэзии никуда меня не отпускает, несмотря на то, что сама я утратила способность писать стихи. И потом "дело покатилось непредсказуемым ходом" -- встреча с научным руководителем, размышления о теме будущей работы, первая статья, конференция, сбор документов... Я поступила и попала в число претендентов на звание "Доктора философии", как это сейчас называется.
Предапрельский дождь, знакомая улица, идущая вверх. Те же парты, шторы. Другие студенты -- мода на вейпы, бороды, темные помады. Я снова в своем университете. Завкафедры, женщина с яркой мимикой, читавшая у нас на последних курсах XX век, так с порога и спросила:"Где же Вы раньше были?". Почти с возмущением. И правда, где я была и зачем мне понадобилось вернуться?.. Я четко помню свой 2013 год, когда я заканчивала пятый курс и когда мне предложили аспирантуру сразу две кафедры: русского языка и "германских языков и компаративистики" (sic). Тогда я в животном ужасе отказала обеим и вообще, мечтала поскорее выйти за стены университета, ибо учеба в магистратуре уже успела порядком разочаровать мое юношеское воображение. На то были свои причины, некоторые объективные, некоторые -- не очень, но сейчас это уже не имеет значения. Главное, что на тот момент продолжать учебу мне никак не хотелось. А хотелось мне работать и применять свои свежеполученные знания на практике. На своей первой работе я, как это часто бывает, получала сравнительно немного, но сама работа мне очень нравилась. Я вообще человек, отмеченный счастливой печатью -- безумно люблю все, за что берусь. Тогда мне казалось, что если бы я просто доросла до более внушительной зарплаты, то все было бы замечательно и картинка сложилась бы. Потом у меня была вторая работа, тоже очень интересная, тоже заставляющая выкладываться так, как я люблю. На этой работе меня ценили еще больше, и самое главное -- платили уже очень хорошие деньги. Но ожидаемое удовлетворение не наступило. Почему? Не знаю, может это было отдаленное предчувствие временности -- спустя год проект, над которым я работала, заморозили на неопределенный срок. А может быть, это уже был сигнал, что нужно что-то кроме хорошей работы. Тогда, сидя в вынужденном зимнем отпуске и изучая "Русский стих начала XX века в комментариях" Гаспарова, я поняла одну важную вещь. Что да, первые мои две работы замечательные и что работа, которую я найду после -- тоже будет мне нравиться (так в итоге и вышло), но этого недостаточно. Что ум блуждает в поисках подлинно интеллектуальной работы, что мне хочется разобраться во многих вещах в литературе не с позиции читателя-любителя, и главное -- что интерес к поэзии никуда меня не отпускает, несмотря на то, что сама я утратила способность писать стихи. И потом "дело покатилось непредсказуемым ходом" -- встреча с научным руководителем, размышления о теме будущей работы, первая статья, конференция, сбор документов... Я поступила и попала в число претендентов на звание "Доктора философии", как это сейчас называется.
Что мне это даст? Вопрос более практический, первым мне его задал один из студентов, прагматик и преуспевающий бизнесмен. Больших денег, конечно, нет. Хотя при желании и квалификации литературоведение может быть если не прибыльным, то хотя бы умеренно-обеспечивающим. Это только в напичканных стереотипами головах водится убеждение, что филологи стоят за кассами в маке, чтобы прокормиться. Но что кроме удовольствия снова почувствовать себя недосыпающим студентом, пишущим реферат прямо перед лицом дедлайна?
1. Занятия наукой и академическая учеба держат мой мозг в тонусе, причем на нужной мне частоте. Учеба и новая деятельность нужны любому мозгу, который хочет быть в форме. Копните любой психологический сайт и увидите, что там море советов о том, что следует заниматься языками, танцами, творчеством, программированием, паззлами, кроссвордами и т.д. и т.п., чтобы серое вещество не протухало в печали. Я просто выбираю способ, который мне наиболее интересен, ибо -- да поможет мне кэп объяснить это -- я люблю литературу.
2. Кроме собственно чтения я люблю письменное выражение своих мыслей. Аспирантура очень способствуют совершенствованию навыков письма, причем как со стороны формы, так и со стороны содержания. Чтобы добиться идеальной отточенности слога, нужно не только много писать, но и иметь мощную корректировку в лице скрупулезного Grammar Nazi, которым, по счастью (а точнее -- по моему преднамеренному выбору), является моя научная руководительница. Что же касается содержания, то писать о литературе -- это не жаловаться на свои психологические проблемы, петь дифирамбы любви и апрелю и баловаться историями о концертах. Конечно, посты о жизни важны и интересны, я их люблю, но выход за пределы личного -- это уже другой уровень мастерства.
3. Удовольствие от самой поисково-исследовательской деятельности, особенно в тех областях, где еще есть неосвоенные участки. Магистерский диплом я хоть и не хотела писать, но писала сама и по теме, которая является сравнительно нехоженной (иногда даже немного жалею, что тогда была так апатично настроена). Мне нравится работать там, где есть что сказать, придумать и обнаружить, и где я могу наиболее полноценно проявить себя, а не уныло копипастить то, что уже наизучали. Серебряный век еще в значительной степени не изучен (вот уж где советские табу сыграли на руку!), поэтому, как я могу отказать себе в возможности испытать почти то, что испытывает астронавт, впервые ступивший на неизведанную планету?..
4. Возможность соприкасаться с литературой именно в профессиональном ключе. То есть, можно обложиться томами Гаспарова и Лотмана дома, смотреть лекции на ютубе, благо, цивилизация позволяет, но это далеко не все. Интересно быть в среде, где есть специалисты, говорящие с тобой на одном языке, имеющие свои мнения и наработки, проявляющие это все в "живом" режиме, соответствующем твоему сознанию здесь и сейчас. Пребывание в такой среде всегда дает более полноценную картину, чем самообразование.
Есть еще пара причин, но они более личные, о них здесь не стоит.
Что же в итоге? Первый учебный год почти закончился, скоро кандидатский по философии и летние конференции. Я еще не знаю, выдержу ли до победного эту вечную бюрократию с кучами бумажек, которые нужно носить в разные кабинеты, всякие лекции ректора о евродевиацииинтеграции, на 99% состоящие из воды и отвлекающие меня от моих мыслей. Еще не знаю точно, удастся ли мне осуществить все задуманное с максимальным мастерством и отдачей. Но пока у меня есть жажда изучить и восславить такую сложную и такую замечательную вселенную литературы, я буду ее утолять.
Что же в итоге? Первый учебный год почти закончился, скоро кандидатский по философии и летние конференции. Я еще не знаю, выдержу ли до победного эту вечную бюрократию с кучами бумажек, которые нужно носить в разные кабинеты, всякие лекции ректора о евро
Carry on! 😎
ОтветитьУдалитьБудем кэррионить, чо уж!))
Удалить