Когда я впервые услышала об этом фильме, то мысленно фыркнула: "вампиры!" и надолго отложила просмотр, планируя "глянуть когда-нибудь потом, от нечего делать".
Но обстоятельства сложились так, что это самое "потом" пришлось приблизить: во-первых, меня заинтриговала статейка в "Метрополе" (интересующиеся могут
ознакомиться), а во-вторых - саундтрек, случайно обнаруженный мною в одном музыкальном паблике, просто сразил наповал. Чего стоят одни только BRMC. А уж об экспериментах самого Джармуша с его же группой под названием SQÜRL и с голландским композитором Йозефом ван Виссемом и говорить нечего!
Какие только ярлыки не лепили "любовникам" сайты кинотеатров - и драма, и триллер, и фантастика и еще бог знает что. А Джармуш всего-навсего снял красивое, в прямом смысле этого слова, кино. Сгусток картин и звуков, провоцирующих эстетический оргазм.
Просто покажу самый известный кадр:
Многие зрители жаловались на отсутствие в фильме сюжета, конфликта и, прошу прощения, экшна. Поэтому сразу хочу сказать - любителям динамического развития событий, напряженных моментов и всего такого прочего, он, скорее всего, будет неинтересен. Дело в том, что здесь изображены существа, которым уже по несколько сотен, а то и тысяч веков. Они уже видели все - все войны, эпидемии и технические прогрессы. "Выживут только любовники" - это фрагмент их долгой жизни, страница, вырванная из вечности. Именно это и должно быть присуще фильмам о вампирах - неспешность, упор на древний возраст героев и мощный культурный подтекст.
Не буду повторять многочисленные дифирамбы критиков, просто отмечу, что весь антураж - интерьеры, старинные книги, раритетные музыкальные инструменты, ковры, портьеры и халаты - подобран с исключительным вкусом.
А харизма и нетривиальная внешность актеров в сочетании с умелой работой стилистов позволила "вылепить" просто первоклассные образы главных героев.
Только посмотрите. Тильда Суинтон и Том Хиддлстон в жизни:
И Адам и Ева из фильма:
Никогда не была фанаткой Хиддлстона - это все-таки удел школьниц, помешанных на Локи. Но глядя на него в "любовниках" даже я немного влюбилась и почувствовала себя лет на 5 младше - меланхоличный, творческий герой, этакий темноволосый Курт Кобейн, склонный к мизантропии и суицидальным мыслям. Лучше и не придумаешь!
Тильда, напротив, всегда импонировала своей инопланетной внешностью и хорошим вкусом в плане выбора ролей. И образ ее героини тоже весьма необычный - светлая, хрупкая вампиресса, больше похожая на эльфийку, которая уравновешивает грустняшку-Кобейна своей мудростью и любовью к жизни.
Но больше всего меня впечатлило не это. Человечество уже столько написало и сняло о вампирах, что вполне можно поделить героев этого всего творчества на 2 больших категории: вампир классический (в стиле Стокера) и вампир современный. Первый непременно живет в живописном замке, спит в гробу и обладает основными атрибутами традиционно стокеровского Дракулы - здесь все более-менее устоялось. А вот со вторым проблемы. Многочисленным авторам кровопийцу хочется как можно больше осовременить - вытащить его из гроба, снять нелепые средневековые шмотки и даже - простите, мистер Стокер - отучить убивать людей. Но результаты экспериментов привели к тому, что в качестве эталона современного вампира мы имеем Эдварда Каллена из богомерзких "Сумерек". Собственно, поэтому я изначально отнеслась к "любовникам" прохладно.
Вампиры Джармуша примечательны тем, что несмотря на свой древний возраст, глубокие познания о мире и лестатовскую "интеллигентность", они очеловечены и современны. Без прибегания к извращениям вроде мерцающей кожи.
Они не всесильны, - им нужно спать, так же, как и людям, только днем. И иногда они не прочь поваляться в постели, как вполне обычные парочки.
Им нужно есть, причем не какую-нибудь гадость, а чистую, не засоренную веществами и болезнями, донорскую кровь.
Они испытывают эмоции, свойственные людям. Они радуются обычным человеческим мелочам - мороженому (разумеется, из крови), прогулкам, походу на рок-концерт; они раздражаются, когда им что-то не нравится; они испытывают горечь, когда теряют друзей.
Более того - они смертны, причем, смерть уже не опускается до осиновых кольев, а вполне может прийти из-за плохой, зараженной крови. "Следи за питанием" - назидательно говорит Ева своей младшей сестре, тоже вампирше.
Словом, наконец-то мы имеем гармоничный образ современного кровопийцы, вобравший в себя классические вампирские привычки, грамотно смешанные с повадками, свойственными простым смертным. А это означает свержение пижонского-педовочного образа Каллена и появление в искусстве нового вампира - вампира эмоционального, вампира-интеллектуала, вампира, вобравшего в себя мудрость веков и человеческую чувственность.